Управление знаниями или менеджмент знаний — это процесс сбора, систематизации и структурирования, а также хранения, применения и распространения знаний внутри организации.

Знания – это главный фундамент для разработки продуктов питания и важнейшее конкурентное преимущество компании. 

Следует различать разницу между знаниями и информацией. Информация – это поток сообщений, а знания создаются из уже полученной информации.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ

Знания в компаниях делятся на 2 группы:

  • явные
  • неявные (скрытые)

Интересно, что существенная часть знаний компаний, занимающихся разработкой продуктов питания – неявные, то есть нигде не зафиксированные знания сотрудников. Существуют разные типы неявных знаний, например, образование сотрудников (технолог кондитерского, молочного или мясного производства и пр.), общий опыт, опыт в определенных специфических областях (например, опыт в разработке веганских продуктов, замороженных хлебобулочных изделий и пр.), опыт работы в данной компании, опыт организации производства, знание окружения (например, поставщиков сырья, видов ингредиентов, продукции конкурентов и пр.).

Явные знания зафиксированы документально и передаются от одного сотрудника к другому в виде технологических схем, инструкций, стандартов, готовых рецептур и т.д.

Важно уделять особое внимание неявным знаниям сотрудников, в том числе их предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Интересно, что стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме. Это связанно с тем, что неявные знания могут быть глубоко укоренены в когнитивных и эмоциональных навыках человека, его мышечной памяти и интуиции. В качестве примера можно привести опытного механика, который может диагностировать неисправность автомобиля, просто слушая звук двигателя или ощущая вибрации.

В поисках конкурентных преимуществ и возможностей приспособиться к быстро меняющимся рыночным условиям, компании стремятся не только сохранять, но и усовершенствовать свои знания. Для достижения этой цели применяются разнообразные методы и инструменты управления знаниями.

МОДЕЛИ ЗНАНИЙ

Икуджиро Нонака была разработана модель под названием “спираль знаний”. Эта модель объясняет, как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования.

4 процесса преобразования знаний

  1. Социализация  – это процесс генерации в сообществах людей новых неявных знаний на основе существующих неявных знаний с помощью применения различных видов обучения. В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим.
  2. Экстернализация – это выявление неявных знаний и их фиксации в явной форме. Другими словами – это вы пытаетесь описать на бумаге какой-то процесс, который выполняете, например, в лаборатории.
  3. Комбинация – это процесс генерации новых явных знаний путем комбинирования известных явных знаний и выполнения над ними других операций. К этому процессу относят передачу явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, лекций, компьютерных технологий.
  4. Интернализация – это обучение явным знаниям, их усвоение и формирование таким способом внутренних неявных знаний людей. В качестве примера можно привести процесс практического выполнения какой-то деятельности.

Последовательное чередование описанных выше четырех процессов (социализации, экстернализации, комбинации и интернализации) создает спираль знаний. Управление этой спиралью – важная задача менеджеров.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

Управление знаниями в компании может проводиться несколькими методами:

1. Создание комплексной системы знаний. Такая система объединяет в себе многочисленные процессы, инструменты и практики, которые используются для эффективного управления информацией и опытом сотрудников.  Например, это может быть база рецептур, база сырьевых материалов и документации на них, ТУ и ТИ, стандартов, описаний процессов и т.д. Руководство компании должно обеспечить наличие информационной системы, использование которой позволило бы эффективно собирать, отбирать и анализировать информации. Важно также наличие удобного интерфейса для того, чтобы все необходимые данные сотрудник мог легко извлекать из системы.

2. Создание экспертных групп или команд, которые занимаются систематизацией и передачей знаний внутри организации. Обычно эксперты из различных областей собираются для разработки стандартов, методик и передовых практик, которые могут быть использованы организацией. Эти группы также играют важную роль в обучении других сотрудников и помогают им адаптироваться и профессионально развиваться.

Существуют работы, показывающие важность особого отношения к творческим, склонным к новаторству сотрудникам. В том числе, для них рекомендуется устанавливать высокий уровень заработной платы. 

3. Активная коммуникация и обмен знаниями. Создание системы коммуникации внутри организации способствует интенсивному обмену знаниями между сотрудниками. Важно. чтобы знания не оседали в отделах или у отдельных сотрудников, а были доступны всем членам команды.

Примеры систем коммуникации:

  • корпоративные социальные сети, блоги, форумы;

  • совещания или встречи, где сотрудники могут делиться своим опытом и идеями.

Такой обмен знаниями не только повышает общую эффективность работы компании, но и способствует профессиональному развитию сотрудников.

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

1. Базы знаний.

Базы знаний представляют собой мощные инструменты хранения и систематизации информации накопленной компанией. В этих базах собраны и структурированы документы, технологические инструкции, стандарты и рецептуры, а также ценные знания и ноу-хау сотрудников. Использование баз знаний позволяет сотрудникам быстро получать доступ к необходимой информации и избегать повторения уже выполненной работы.

2. Карта проекта

Карта проекта – это инструмент управления знаниями, который обеспечивает визуальное представление ключевых аспектов проекта, его структуры, взаимосвязей между элементами, и важных этапов. Карта проекта помогает наглядно увидеть всю картину и легко понять, что требуется для успешной и эффективной реализации задачи.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Для эффективного управления знаниями в компании можно выделить основные функции управления:

  • сбор и систематизация знаний;

  • создание и актуализация баз знаний;

  • разработка и внедрение методик и стандартов;

  • обучение сотрудников;

  • коммуникация и обмен знаниями;

  • регулярная оценка и улучшение системы управления знаниями.

Для любой компании, в том числе той, которая занимается разработкой продуктов питания, важно всегда оставаться конкурентоспособной и гибкой, быстро адаптироваться к новым рыночным условиям. Эффективное управление знаниями является одним из важных составляющих успеха на пути к этой цели.

Другие наши полезные статьи и разработке продуктов питания читайте по ссылкам:

4 ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В КАРЬЕРЕ NPD

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ

4 ВИДА НОВЫХ РАЗРАБОТОК ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

7 ПРИЧИН НЕУДАЧ В РАЗРАБОТКЕ ПРОДУКТОВ

ТОП-8 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ КНИГ ДЛЯ ТЕХНОЛОГА-РАЗРАБОТЧИКА ПО ВЕРСИИ РЕДАКЦИИ FOOD TECHNOLOGIST

основы управления знаниями




Основы управления знаниями в разработках продуктов питания

Другую полезную информацию для технологов пищевой промышленности читайте в нашей рубрике Для технолога, статьи про ингредиенты для пищевой промышленности в рубрике Ингредиенты.

Обсудить статью по теме Основы управления знаниями в разработках продуктов питания можно на форуме или добавить комментарий.  Для предотвращения спама, комментарии публикуются не сразу, а после проверки администратором.