Каждая компания, ведущая проекты по разработке продуктов питания заинтересована в успешной реализации проектов. И хотя для любого проекта требуется индивидуальных подход, все проекты имеют схожую структуру. Именно поэтому для успешного выполнения проектов по разработке продуктов питания важно понимать эту структуру, которую обычно называют жизненным циклом проекта.

Жизненный цикл проекта — это последовательность этапов, через которые проходят проекты от инициации до завершения и/или передачи результата заказчику.

Жизненный цикл проекта обычно делят на пять этапов:

  1. Инициация.
  2. Планирование.
  3. Исполнение.
  4. Контроль.
  5. Завершение.

Понимание особенностей каждого этапа может помочь более эффективно управлять проектами, а также снизить риски и улучшить коммуникации между исполнителем и заказчиком.

Чаще всего этапы следуют один за другим, однако, если в ходе реализации проекта происходит необходимость изменений, команда, выполняющая проект, всегда может вернуться можно вернуться на стадию планирования, чтобы скорректировать работу.

Выявлены некоторые общие особенности этапов жизненного цикла проектов, которые не зависят от масштаба проектов:

  • Стадии инициации и завершения проекта обычно характеризуются меньшей трудоемкостью, чем остальные. Большую часть усилий приходится прикладывать в середине цикла.
  • На стадии инициации проекта отмечается самый высокий уровень риска и больше всего сомнений в успешности проекта.
  • Проще всего вносить изменения на начальных стадиях жизненного цикла проекта. Чем дальше, тем сложнее вносить изменения.
  1. Инициация проекта

На этой стадии составляется разработка концепции проекта и утверждается задача для команды. Эта стадия характеризуется большим количеством обсуждений, согласований, исследований, а также встреч с потенциальными партнерами. Именно на этой стадии важно определить какие преимущества реализация проекта даст для компании.

На этом этапе необходимо составить документ, в котором будут описаны:

  • Цель и обоснование проекта
  • Основные задачи и ожидаемые результаты
  • Главные заинтересованные стороны и участники команды
  • Первоначальное расписание и бюджетная смета

При разработке продуктов питания кратко и четко сформулированную задачу также часто называют словом «breef». Часто в концепции продукта прописываются следующие характеристики:

  • Вид продукта
  • Рынки продаж
  • Объем производства
  • Вкус/аромат
  • Вид упаковки
  • Соответствие нормативным документам
  • Конкуренты
  • Технология производства
  • Планируемая дата запуска
  • Сlaims (например, 100% натуральный состав, без консервантов, без искусственных красителей)
  • Сырье (обязательные ингредиенты, недопустимые ингредиенты)
  • Себестоимость продукта
  1. Планирование

На этом этапе составляется подробный план выполнения проекта.

Интересно, что половина проектов де доводится до конца или оказывается убыточными из-за невнимательного отношения именно к этой фазе.

Также на этом этапе происходит определение основных сроков, распределение ресурсов и прогноз рисков, которые могут сорвать проект. Цель этапа планирования — создать комплексную схему будущих действий команды.

Обычно процесс разработки продукта разбивается на мелкие этапы, руководитель проекта подбирает команду. 

При выполнении проектов по разработке продуктов питания особенно важно учитывать следующие моменты:

  • Наличие необходимого сырья и материалов (запланировать поставки необходимого сырья)
  • Наличие необходимого оборудования (запланировать поставки необходимого оборудования)
  • Проверить загруженность сотрудников и наличие у них достаточного количества времени для выполнения проекта

Для того, чтобы каждый участник команды понимал свои задачи и роль в проекте по разработке продукта, важно проводить совещания, на которых эта информация будет доведена до команды.

По результатам проведенного этапа обычно составляется план, доступ к которому должен быть свободным для каждого члена команды.

Инструменты для выполнения планирования проекта

Согласно исследованию (2022), 71% опрошенных организаций используют ПО для управления проектами, 20% доверяют собственным решениям для этих целей, а 12% применяют инструменты, не относящиеся к категории сервисов для управления проектами.

  1. Исполнение

На этом этапе команда претворяет план проекта по разработке нового продукта в жизнь. Руководитель проекта выступает главным координатором ресурсов (сотрудников, инструментов и материалов), а также следит, чтобы каждый участник был в курсе своих заданий и сроков.

  1. Контроль

На этапе мониторинга и контроля регулярно проверяется прогресс по проекту и производительность работы команды. Это помогает убедиться в том, что все идет по плану.

На данном этапе руководитель проекта определяет, следует ли команда плану и остается ли в рамках бюджета, а также решает, нужно ли применять корректирующие меры.

Инструменты этапа контроля

  • отчеты по статусу
  • отчеты по результатам промежуточных дегустаций
  • учет времени
  • отчеты о бюджете
  • планы управления рисками
  • отзывы заинтересованных сторон
  1. Завершение

Проект завершается после достижения целей и выполнения всех работ проект завершается.

На этом этапе происходит подписание документации (например, ТУ). На этом этапе важно оценить полученные результаты и провести анализ ошибок.  Это помогает повысить качество будущих проектов.

жизненный цикл проекта разработки продуктов питания
жизненный цикл проекта разработки продуктов питания




Жизненный цикл проекта разработки продуктов питания

Другую полезную информацию для технологов пищевой промышленности читайте в нашей рубрике Для технолога, статьи про ингредиенты для пищевой промышленности в рубрике Ингредиенты.

Обсудить статью по теме жизненный цикл проекта разработки продуктов питания можно на форуме или добавить комментарий.  Для предотвращения спама, комментарии публикуются не сразу, а после проверки администратором.